Приложение Бетера на Андроид

"Зеркало" Алексея Федорова

Опубликовано: 22/04/2008 - 08:00

На шесть дней (22–27 апреля) экспозиционные площади малого зала столичного Музея современного изобразительного искусства будут предоставлены художественному проекту Алексея Федорова «Mirror» ("Зеркало") . Алексей Федоров – известный концептуальный художник, участник более 30 международных и республиканских выставок и арт-проектов, автор 10 экспозиций, среди которых известные проекты «Raindogs», «Ex-East», «Комната постороннего», «Stop. Belarus», «ПРО ТО», «Сладкое искусство», «RW». Произведения автора разных лет демонстрируют переход от стилистической структуры к «концептуальному воображению», тем самым, предлагая понимание современного концептуального искусства как способа исследования и трансформации мира.

О художнике, его творческом кредо «БДГ» поведал философ и арт-критик Алексей Овчинников.

«– Зеркало, как отражающая поверхность, многие века привлекало возможностью обнаружения идеальных форм. Подобный нарциссический подход, связанный с поиском идеального Я, был разработан в эпоху итальянского Возрождения и считался концептуально значимым до середины девятнадцатого века, когда роль «зеркала» была нивелирована. Как показала эпоха модернизма, вместо идеального мира отражение породило мир двойников, привело к рождению новых неврозов и психозов, подавлению бессознательного и гипертрофированию Супер Эго. Семиотика и психоанализ посредством двух треугольников (семиотического треугольника Де Соссюра и Эдипова треугольника Фрейда) попытались реабилитировать роль отражения и возможность прямой связи между отражением (означаемым) и реальным (означающим). Однако эта попытка была подвергнута разрушительной критике с одной стороны Бартом, Деррида, с другой – Лаканом, Гваттари, Делёзом. Благодаря этим авторам отражение перестало восприниматься как нечто реальное, став симуляцией воображаемого. Зеркало было уличено во лжи.

Проект «Mirror-Error» развивает современные концепты психоанализа и философии в поле современного искусства. Зеркало в проекте Алексея Федорова «Mirror-Error» не отражает жизни. Оно, как пространство мертвого, может либо убивать (танатическая функция зеркала), либо смешить (трикстерская функция зеркала). Отражение порождает двойников, которые являются проекциями нашего бессознательного или же агентами Супер Эго. Таким образом, лейтмотивом проекта «Mirror-Error» является отрицание способности зеркала отразить (отобразить) «идеальный мир», утопичность которого осела на страницах истории классицистической модели общества. Зеркало не является «истинной иллюстрацией», но лишь ошибкой, карикатурой.

Проект «Mirror-Error» состоит из серии «9 days», полиптиха «2007. Rest in peace», объекта «Nuclear Man» и других произведений.

В серии «9 days» Алексей Федоров исследует процесс умирания в современном мире. Начиная от смерти человека (Death of man) и заканчивая смертью зеркала (Death of Mirror), автор проходит путь смерти в обыденном, концептуальном и онтологическом понимании данного концепта. Все символы смерти, заключенные в зеркала, становятся для реципиента психологическим опытом погружения, как в концепт смерти, так и в пространство зеркала.

В работе над объектом «Nuclear Man» художник Алексей Федоров обращается к программному произведению Леонардо Да Винчи «Витрувианский человек», демонстрируя то, чем становится современный субъект в эпоху эдипова треугольника и нуклеарной семьи. Иронизируя по поводу стремления найти идеальную пропорцию и гармонию в агенте современного общества, он показывает те рамки, в которые заключает человека психоанализ. Эта концептуальная критика соотносится с критикой психоанализа, развитой Лаканном, и актуализированной Делёзом и Гваттари в их «программном» произведении «Капитализм и шизофрения».

Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Новости по теме

Яндекс.Метрика