Приложение Бетера на Андроид

У оппозиции появилось оружие на три буквы

Опубликовано: 14/04/2008 - 12:03

В информации недельной давности о том, откуда и докуда оппозиция решила провести «Чернобыльский шлях» в этом году, сообщалось, что среди прочего на нем будет выражен протест против строительства в Беларуси АЭС без общественного обсуждения. Однако в недавнем обращении главы оргкомитета по проведению акции Александра Милинкевича акценты несколько изменились. Снова заявлено, что «решение о строительстве АЭС в Беларуси без обнародованной научной экспертизы и без общественной дискуссии несет угрозу для белорусов и для наших соседей». Но при этом Милинкевич четко призывает народ прийти на «Чернобыльский шлях» и сказать «нет» строительству АЭС. Призыв этот предваряют традиционные упоминания о постчернобыльских потерях и фобиях. А отсутствие общественного обсуждения идеи возведения атомной электростанции у нас в стране выглядит лишь только как дополнительный фактор против нее.

В результате это заявление лидера движения «За свободу» звучит уже как привычное инерционное осуждение того, что делает власть. В том числе поэтому оно вряд ли желаемо отзовется среди населения.

Нюансировка проблемы в протест против строительства в Беларуси АЭС именно без общественного обсуждения была бы куда выгоднее по многим позициям.

Во-первых, это плюрализм лидерских мнений внутри самих демократических сил, ведь есть немало политиков, выступающих за строительство АЭС, но с некоторыми оговорками. Главные из которых — критика властной кулуарности принятого решения и опасность попадания в еще большую энергозависимость от России в случае, если «атомку» будут строить и обслуживать наши восточные соседи. Так, например, считают, пожалуй, одни из самых авторитетных и компетентных оппозиционеров в этом вопросе — ученые, бывший руководитель Академии наук Александр Войтович и экс-спикер Верховного Совета Станислав Шушкевич.

Да и возникает вопрос: что, тем оппозиционно настроенным гражданам, кто выступает за строительство АЭС, на «Чернобыльский шлях» не приходить?

Во-вторых, это демонстрация конструктивизма, на дефицит которого пеняют оппозиции власти и которого ожидают многие избиратели. Мы не отвергаем напрочь то, что предлагает и делает власть, потому что так предлагает и делает именно эта власть, но хотим контролировать спорные решения и дела! Такой посыл мог бы резонировать с пользой для имиджа демократов. По крайней мере, почему бы не попробовать для разнообразия?

В-третьих, это политтехнологически грамотная апелляция к народу, без мнения которого решили жизненно важный для страны вопрос. Требуя общественного обсуждения, кульминацией которого мог бы стать референдум, оппозиция таким образом позиционировала бы свою народность и активировала-политизировала электорат. Народ любит, чтобы с его мнением считались. Уже не говоря о том, что это заставило бы людей думать, а не покорно принимать сомнительные решения.

И вместе с тем никто не мешает отдельным оппозиционным политикам (вот, демократы разные бывают!) выступать против АЭС в принципе. Тем более что большинство белорусов придерживаются именно такого мнения. 42,1% не одобряют решение о строительстве АЭС, одобряют — 37,4%, безразличны к проблеме — 11,7%, остальные опрошенные НИСЭПИ (Вильнюс) в марте ответа не дали.

Безусловно, тема строительства АЭС — актуальное предвыборное послание оппозиционных кандидатов в депутаты. И кандидатов в президенты — тоже. В этом плане Милинкевич начал эксплуатировать проблему с перспективным расчетом.

Логично предположить, что особенно эффективны будут антиядерные кампании в регионах, в которых может быть построена АЭС. Как известно, сегодня в качестве возможного места ее размещения рассматриваются четыре площадки — Краснополянская (Чаусский район Могилевской области), Кукшиновская (Шкловский район Могилевской области), Островецкая (Гродненская область) и Верхнедвинская (Витебская область). Тамошнее население наверняка живо откликнется на антиАЭСные местные акции.

Что касается «Чернобыльского шляха», то, с одной стороны, проблему АЭС в общенациональном масштабе он и близко не прорезонирует, а с другой, внушительное количество противников строительства АЭС массовой акцию 26 апреля не сделает. Хотя успехом оппозиции будет уже то, если «Чернобыльский шлях» получится в плане содержания не просто антиправительственной акцией, а акцией с конкретным центральным лозунгом. Помешать этому может как развитие событий в этот день по брутальному сценарию 25 марта, так и речи лидеров демсил обо всем на свете. В итоге может получиться традиционное календарное выпускание пара.

Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Новости по теме

Яндекс.Метрика